"Есть слово в Священном Писании: Обращайте внимание на то, как вы говорите и слушаете... Это слово могло бы быть для нас источником такого вдохновенья и такого углубления в жизни! Как слушаем мы? Как слушаем мы друг друга? Как слушаем мы голос нашей совести? Как слушаем мы слово Самого Бога?
Мы друг друга слушаем поверхностно, невнимательно; нам, порой, бывает страшно услышать то горе, которое звучит в непроизнесенных словах; нам бывает страшно вслушаться в человеческую речь, потому что услышать — это значит отозваться, и не только на одно мгновенье, а сердечным трепетом, не мимолетной мыслью, но отозваться навсегда.
Мы боимся слушать именно из-за этого, и мы не умеем друг друга встретить, и потому наши отношения остаются поверхностными — завязываются и распадаются.Так слушаем мы и голос нашей совести; мы не внимаем ему, мы не хотим слышать каждый ее упрек или каждое ее внушение, мы не хотим того вдохновения или вразумления, которое совесть может нам дать. Нам и тут страшно, и мы слышим только то, что хочется, а забываем остальное, и проходим мимо себя самих, мимо того, что мы знаем о жизни, о себе, о людях; вместо того, чтобы вырасти в полную меру возможностей, быть всем тем, чем мы можем быть.
Мы мельчаем и
изуродываемся.
А что сказать о слове
Божием? Сам Бог говорит в Евангелии, Дух Святой веет в нем; одного такого
слова, если его воспринять глубоко, честно, серьезно, достаточно было бы, чтобы
преобразить нашу жизнь, чтобы она разверзлась и стала такая же глубокая, как
жизнь Божия, такая просторная, что в ней вместилось бы все человеческое, такая
же чистая и огненная, чтобы она не боялась осквернения и могла бы сжечь все
плевелы.
Но мы слушаем слово Божие изо дня в день, из недели в неделю и из года
в год, и остаемся такими холодными, потому что и тут мы не хотим слышать. Мы
хотим услышать то слово, которое нам желанно, но когда Господь говорит Свои слова,
мы поступаем так, как афиняне поступили с апостолом Павлом: отходим, говоря,
что “об этом мы услышим в другой раз.” И жизнь остается мелкой и бедной,
двухмерной жизнью времени и пространства, без глубины, без вечности и без
вдохновения...
Голос совести до меня не доходит ни предупреждением, ни вдохновением; голос ближних до нас не доходит — я выбираю только то, что я хочу слышать; голос Божий не доходит до меня — я пропускаю и прохожу мимо всего того, что мне не любо... Чем же остается жить? Откуда же брать глубину, откуда брать вдохновение, откуда черпать жизнь?
Вот почему жизнь бывает такая тусклая, почему она медленно, тоскливо течет, когда она могла бы бить ключом — и уже на земле бить ключом в жизнь вечную... Обратим внимание на то, как мы слушаем, и окажется, что нам откроется путь к тому, как жить. Аминь."
Проповедь Митрополита Антония Сурожского.
►Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский.
►Родился 19 июня 1914 года в Лозанне. Сын российского дипломата, с детства оказавшийся в эмиграции. Окончил биологический и медицинский факультеты Парижского университета (Сорбонны). Был практикующим врачом.
►Участвовал во Второй мировой войне и французском Сопротивлении. В юности испытал религиозное обращение, в 1939 году тайно принял монашество с именем Антоний.
►С 1948 года был священником и духовным наставником православно-англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия в Лондоне. С 1950 года — настоятель прихода РПЦ в Лондоне.
►С 1957 года — епископ Сергиевский, с 1962 года — архиепископ Сурожский (с 1966 — митрополит). В 1966–1974 годах — экзарх патриарха Московского в Западной Европе.
►Свободно владея четырьмя европейскими языками — русским, французским, английским и немецким, Антоний получил известность в христианском мире как проповедник. Выступал в церквях и в различных христианских общинах, в монастырях и богословских учебных заведениях, в университетах, на экуменических собраниях, по радио.
►Умер 4 августа 2003 года в Лондоне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий